Упражнение № 32   Прочитай поэтический текст.

   Полюбил богатый  -  бедную,

   Полюбил учёный  -  глупую,

   Полюбил румяный  -  бледную,

   Полюбил хороший  -  вредную:

   Золотой  -  полушку медную.

                                          (М. И. Цветаева)

   Попробуй сопоставить по лексическому значению и морфологическим признакам следующие пары слов-антонимов:

   богатый  -  бедный,                         учёный  -  глупый,

   румяный  -  бледный,                     хороший  -  вредный,

                                                                золотой  -  медный.

Какой частью речи они являются?

   И снова предостерегаем:  не спеши с ответом.  Не забывай про контекст.  Помни, что при определении принадлежности слова к части речи необходимо учитывать его синтаксическую роль.

   Итак, обратимся к контексту.  Прочитаем ещё раз строфу из стихотворения М. И. Цветаевой.

   Если не знаешь лексического значения слова полушка, обратись к толковому словарю.

   Определим синтаксическую роль выделенных слов, поставив к ним вопросы.

   Кто полюбил?  Богатый.  Это подлежащее.  Полюбил кого?  Бедную.  Это дополнение.  Значит, в этой строке употреблены не имена прилагательные, а ____________________

   То же можно сказать и о следующих трёх строках.

   Остановимся на последней строке.  Кто?  Золотой.  Это подлежащее, а следовательно  -  существительное.  Полюбил его?  Полушку.  Полушку какую?  Медную.  Слово медный здесь  -  определение, обозначает признак предмета, а следовательно, как часть речи это прилагательное.

   А теперь подчеркни выделенные в строфе слова как члены предложения.

   Вспомни другие поэтические строки с некоторыми из этих слов:

   1. И днём и ночью кот учёный

        Всё ходит по цепи кругом..

   2. Румяной зарёю покрылся восток..

                                                                (А. С. Пушкин)

   Здесь слова учёный и румяный выступают в своей основной синтаксической роли (обозначь её графически) и являются _______________________________________

 

Ответ:

   Кто полюбил?  Богатый.  Это подлежащее.  Полюбил кого?  Бедную.  Это дополнение.  Значит, в этой строке употреблены не имена прилагательные, а существительные.

   Здесь слова учёный и румяный выступают в своей основной синтаксической роли (обозначь её графически) и являются определениями.