Упражнение № 32 Прочитай поэтический текст.
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил учёный - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.
(М. И. Цветаева)
Попробуй сопоставить по лексическому значению и морфологическим признакам следующие пары слов-антонимов:
богатый - бедный, учёный - глупый,
румяный - бледный, хороший - вредный,
золотой - медный.
Какой частью речи они являются?
И снова предостерегаем: не спеши с ответом. Не забывай про контекст. Помни, что при определении принадлежности слова к части речи необходимо учитывать его синтаксическую роль.
Итак, обратимся к контексту. Прочитаем ещё раз строфу из стихотворения М. И. Цветаевой.
Если не знаешь лексического значения слова полушка, обратись к толковому словарю.
Определим синтаксическую роль выделенных слов, поставив к ним вопросы.
Кто полюбил? Богатый. Это подлежащее. Полюбил кого? Бедную. Это дополнение. Значит, в этой строке употреблены не имена прилагательные, а ____________________
То же можно сказать и о следующих трёх строках.
Остановимся на последней строке. Кто? Золотой. Это подлежащее, а следовательно - существительное. Полюбил его? Полушку. Полушку какую? Медную. Слово медный здесь - определение, обозначает признак предмета, а следовательно, как часть речи это прилагательное.
А теперь подчеркни выделенные в строфе слова как члены предложения.
Вспомни другие поэтические строки с некоторыми из этих слов:
1. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом..
2. Румяной зарёю покрылся восток..
(А. С. Пушкин)
Здесь слова учёный и румяный выступают в своей основной синтаксической роли (обозначь её графически) и являются _______________________________________
Ответ:
Кто полюбил? Богатый. Это подлежащее. Полюбил кого? Бедную. Это дополнение. Значит, в этой строке употреблены не имена прилагательные, а существительные.
Здесь слова учёный и румяный выступают в своей основной синтаксической роли (обозначь её графически) и являются определениями.